Роль сайта в планировании бизнеса
Сайт и бизнес: взаимное влияние и зависимости
Каковы истоки деловой мысли? В голову приходят три возможности:
Мы успели поработать со множеством различных бизнесменов и составили представление о том, как истоки деловой мысли влияют на развитие событий и успешность дела.
Первый тип предпринимателей старается все хорошо спланировать. Если им не хватает знаний, они заканчивают MBA или другую бизнес-школу, получая помимо знаний невероятный заряд энергии, способный двигать горы. Такие люди понимают необходимость иметь профессионалов вокруг себя и не жалеют на это средств. Они верят в себя и будущее. Мы считаем, что такой подход очень хорош для построения крепкой, жизнеспособной системы. Единственный минус, но не для нас, как исполнителей, а для самих предпринимателей – быстрое внутреннее выгорание. Тащить все на себе тяжело. Но и результат они планируют получить соответствующий своим высоким амбициям. Целью в такой схеме являются деньги и все, что на них можно купить.
Второй тип предпринимателей – люди, имеющие в качестве цели некоторую идею, не сильно привязанную к финансовому результату. Дело развивается неспешно, а сотрудники офиса, в основном, спокойны, доброжелательны и выглядят удовлетворенными даже при небольших окладах. Все понимают, что делают хорошее, доброе дело и, прежде всего, удовлетворены этим фактом. В силу внутреннего спокойствия, руководители таких организаций понимают перспективы развития своей деятельности на длительный период. Они стараются доверять подрядчикам и готовы переплачивать за стабильность в деловых отношениях. Люди и идея в таких коллективах стоят на первом месте.
Третий, и наиболее распространенный тип возникновения бизнеса, это результат некоторой безвыходности жизненной ситуации. Просто что-то, кажущееся прибыльным, подвернулось под руку, или было услышано и стало началом к движению. В офисе такой компании, как правило, царит суета, а планирование отсутствует как класс. Все обучаются на ходу. Целью такого дела, скорее всего, являются деньги на жизнь и желание развиваться. Все сотрудники такого офиса выглядят замученными и уставшими.
Если подумать о том, что объединяет все три типа деловой активности, то ответ очевиден: необходимость в стабильном потоке клиентов. Без денег, оплаченных за товар или услугу, поезд дальше не пойдет. За последние десять лет развития маркетинга мы успели увидеть много и красивого, и скандального, и пошлого, но все оно приелось. Общество потихоньку начинает уставать от WOW эффекта. Когда маркетолог говорит директору о новой придумке, директор заставляет себя поверить маркетологу лишь потому, что у него нет другого выхода. Холодные звонки вызывают лишь раздражение, как у оператора кол-центра, так и у адресата. И что же делать?
Прежде всего, успокоиться. Мир существует уже не первую тысячу лет и люди всегда вели деловые отношения друг с другом. Мы живем в 21 веке, и сейчас рассказать о себе проще, чем когда-либо до этого. Интернет дал возможность минимизировать физические действия на всех этапах ведения бизнеса. Коммуникации – мессенджер, донесение информации до клиента – сайт и т.д. Все стало проще, понятнее и прозрачнее. Покупатель может составить представление о покупке, не выходя из дома, не имея физического контакта ни с продукцией, ни с продавцом.
Так давайте задумаемся, насколько важна роль сайта в бизнесе? С уверенностью скажу, что не меньше половины успеха бизнеса зависит от того, насколько хорош корпоративный портал, или интернет-магазин. Вторая часть работы – это возможность переварить поток клиентов и заказов, приходящих из Интернета.
У бизнес сайта существует множество критериев, о которых вам, возможно, даже не стоит знать, но они критически важны. Эти специфические понятия электронной коммерции всегда остаются на совести создателей сайта. Скорость загрузки страницы, удобство навигации, полнота и качество контента, оптимальные размеры изображений и многое другое. И знаете, как и в вашем собственном бизнесе, в Интернете нужно экспериментировать. Развитие сайта – это процесс. И чем сложнее бизнес, тем больше времени процесс будет занимать. Если посмотреть на развитие социальных сетей и поисковых систем, то станет понятно, что в некоторых отраслях, данный процесс бесконечен. Помните первые десктопные мессенджеры? Их убили социальные сети. А соц. сети, в свою очередь, убивают у нас на глазах мобильные социальные фотоальбомы типа Instagram. Почему умирает Вконтакте? Причина – групповое изменение моды на процесс потребления информации. Люди больше не хотят читать. Они хотят смотреть. И деньги, потраченные на рекламу в соц. сетях уже те так эффективны, как год или два назад. Контекстная реклама вызывает не меньше раздражения, чем продавец канцелярии, ходящий из офиса в офис по бизнес-центру десять лет назад.
Неизменным осталось лишь поведение заинтересованного, “теплого” покупателя. Он ищет. Ищет везде и старательно. С чувством, с толком, с расстановкой. И задача продаж сводится к тому, чтобы клиент, попавший на сайт, с него не ушел, или чтобы сайт ему запомнился, и он впоследствии вернулся.
Фактически, планирование бизнеса – это и есть некоторое подобие технического задания для вашего сайта. Какие факторы охватывает бизнес-план? Давайте перечислим основные:
Даже с первого взгляда обнаруживается сходство, не находите? Солидные компании уже довольно давно публично размещают информацию о сотрудниках, руководстве, фотографии производственных площадей. Для чего? Доверие покупателя растет пропорционально прозрачности продавца. Мы пришли к индивидуальному подходу и персональной ответственности. Скажу больше: бизнесу, имеющему хороший сайт, есть смысл подтягиваться к тому впечатлению, которое создает сайт. За кулисами не всегда все так гладко, как это выглядит снаружи. Лишь опытный взгляд может по мелочам определить текущие проблемы бизнеса.
Имея хороший сайт, вы гарантируете себе положительное первое впечатление. Возможно, ваш бизнес только начинается, но партнеры и клиенты подсознательно определяют параметр солидности и перспективности компании по визитке, внешнему виду представителя и сайту компании. Это не предположение, а свершившийся факт. Если вы привлекаете специалиста, то работа над сайтом на начальном этапе планирования самого бизнеса станет источником новых бизнес-идей. Думая как покупатель, вы осознаете все возможные ситуации до момента их возникновения, что даст вам возможность получить удовольствие от первых единичных продаж, а не испытывать стресс. Упаковка, доставка, тарифная сетка и прочие нюансы всплывут на каждом этапе проектирования сайта. Я всегда задаю вопрос своим клиентам: насколько вы готовы к росту продаж? В основной массе отраслей рост продаж значит или автоматизацию, или увеличение численности персонала. И то и другое весьма затратные мероприятия.
Мы подошли к неизбежному вопросу: как будет происходить совместная жизнь сайта и бизнеса, и насколько велико будет обоюдное влияние двух этих величин. В реальности, сайт может как вытащить бизнес из ямы, в тяжелые для всех времена, так и утопить его даже на пике экономики. В статье про создание корпоративных сайтов я уже писал об ошибках при создании сайтов и, наверное, нет особого смысла повторяться. Основная мысль заключается в том, что сайт должен жить. Так же как живет ваш бизнес. Развитие дает возможность не только удерживать позиции по ключевым запросам, но и расширять информационное пространство, необходимое клиенту для принятия решения о выборе модели, или совершения осознанной покупки. Вернувшийся товар - это уйма времени, человеческих ресурсов, логистики, бумаг и прочего. В это же время вы могли бы продать и заработать, а не потерять. Скажу больше, я присутствовал при создании контента, который впоследствии являлся учебными материалами для новобранцев, или локальным поисковиком для целой отрасли бизнеса.
Но мы отошли от темы подзаголовка. В современной бизнес-среде все чаще употребляется термин “скорость принятия решения”. С точки зрения сайта, это время, за которое покупатель получит информацию о вашем нововведении. При ближайшем рассмотрении, любая новинка должна быть достойно оформлена, иметь собственную страницу с описанием инновации и историей ее возникновения. Иначе клиенту будет или непонятно, или скучно. Как вы сейчас оформляете свои новинки? А расширение ассортимента новым брендом? А диверсифицированную услугу? Любая стандартная система администрирования сайта не даст вам реализации возможностей, нарисованных вашим воображением. Вам нужен и дизайнер, и верстальщик, а лучше всего, один человек, который уже понимает специфику бизнеса и способен самостоятельно поставить, или реализовать задачу. Вот вам персонализация в плоскости B2B. А если этот человек способен обсудить с вами новинку, предложить пару вариантов, и все устроить за пару часов, не покидая вашего офиса, вы, скорее всего, будете безвозвратно счастливы еще несколько дней, наблюдая за ростом продаж. И это возможно, такие специалисты есть.
Основной вывод таков: сайт - это не памятник, а сущность, требующая ухода и периодического полного обновления дизайна, и пересмотра самой концепции. Так же, как и ваш бизнес. Под лежачий камень вода не течет. И чем больше вы уделяете внимания сайту, тем лучше он выглядит. Не будет лишним приготовиться к длительному сотрудничеству.
Искренне Ваш, Виталий Победнов