Наша компания уже 8 лет создает сайты. Мы не делаем 3000 сайтов в год. И даже не 10. Знаете почему? Все просто: для нас сайт это не набор страничек, не инструмент продажи или информирования. Сайт, в нашем понимании это развивающаяся идея. Это не значит, что сроки изготовления сайта будут раздуты до невозможного. Это значит, что мы продолжаем работу над проектом и после релиза.
Есть много примеров подобных проектов. В категорию сайтов, требующих развития, однозначно входят интернет-магазины и корпоративные сайты. Вы поймете, что мы имеем в виду, прочитав отчеты о наших выполненных проектах.
Сразу скажем, что в некоторых проектах мы не принимаем участие по причине низкого уровня психологического комфорта в среде предлагаемого бизнеса. Примером такого отказа была наша собственная уникальная разработка сайта для записи на автомойки города через Интернет. Пытаясь продвигать проект, мы попали в агрессивную психологическую среду с низким уровнем интеллектуальной составляющей.
На тему развития проектов написано множество отличных книг, но и мы сами выработали некоторый набор вопросов, который поможет нам с вами лучше понимать друг друга и говорить на одном языке.
Каждый сайт делается для решения вопросов бизнеса, а успешность бизнеса определяется соотношением вложенного к полученному. Полученным деньгам, вложенному времени, полученным информированным клиентам и т.д. Эффективность попадания в желаемый сегмент покупателя в сети определяется показателем отказов. Отказ – это когда посетитель закрыл страничку сайта быстрее чем за 15 секунд. Первое, что стоит спросить себя:
Кто мой клиент?
Разве бывают нежелательные клиенты, спросите вы меня. Очень даже бывают. Самый простой пример: покупатель не вашего ценового диапазона, или не вашего товарного сегмента. Вы торгуете мясом, а покупатель веган, предлагаете изысканное вино, а у него язва. Примеры примитивные, но такое происходит сплошь и рядом. И в идеале нам лучше тратить ресурсы на человека, который в результате купит наш товар или услугу.
Есть клиенты на разных стадиях готовности к совершению покупки. Конечно, нас интересует покупатель погорячее: определившийся и с деньгами. Но в таком случае надо понимать, что если горячий клиент все еще не купил, значит он ищет цену. И не факт, что найдет ту, на которую психологически готов.
Особенно ярко такие ситуации проявляются при понижении курса рубля на товарах иностранного производства. Покупатель интернет-магазина присматривает себе ноутбук. Ноутбук резко дорожает за пару дней. Какие варианты у покупателя? Давайте поразмыслим: денег уже не хватает, желание еще осталось. Скорее всего наш персонаж, назовем его Марком, начнет искать ту же модель в сумму, не сильно превышающую имеющуюся у него в наличии. Марк начнет собирать информацию о ценах по всем сайтам, через поисковые системы. В качестве поискового запроса будет выступать название производителя и точное указание модели ноутбука. И в этот самый момент мы получаем горячего покупателя в интернет-магазине…не нашем. Был этот покупатель для нас желаемым? Думаю, да. Как мы могли бы продать ему товар, не меняя цены на сайте? В какой момент можно понять, что Марк стал не интересен нам, а точнее, что наши дороги точно разошлись? Нам надо услышать мнение Марка.
Как бы это сделать? Да очень просто: надо дать Марку возможность сделать свое предложение. Для этого делаем окно с заголовком “Я купил бы этот товар за:” и ждем письма от Марка. Если предложение Марка для нас разорительно, то мы вежливо отвергаем его, обозначая минимальную стоимость ноутбука, возможную на текущий момент. Так мы строим отношения с клиентом. Так из нежелательного продавца, с точки зрения Марка, мы становимся теплым, и возможно, лучшим на текущий момент. Ведь наши конкуренты как-то изыскали ресурс для того, чтобы заинтересовать Марка ценой. Безусловно, это может быть и демпинг выхода на рынок и разорившаяся компания, распродающая остатки склада. Но при двусторонней связи вероятность продажи повышаются. А как известно, деньги любят оборот.
Думаю, я уже достаточно вывернул на изнанку и понятие категорий клиентов и понятие категорий продавцов с точки зрения клиентов.
Есть еще один немаловажный аспект работы с Марком: сколько ресурсов мы потратим на продажу единицы товара. Марк должен быть хорошо информирован и разбираться в предметной области покупки. И это еще одна задача нашего с вами сайта: лаконичное и доступное изложение информации. Если Марк, что называется, не в теме, то нам придется вместе с ним долгие минуты, а может и часы, делать выбор из множества вариантов предлагаемого нами ассортимента. Для бизнеса выгоднее продать 5 единиц товара в минуту, а не одну единицу в час.
Подведем итог ответа на вопрос:
Давайте перейдем к следующему вопросу, на который нам точно надо знать ответ, прежде че мы займемся дизайном и программированием.
Например, компания Perse создает сайты, оптимизирует их для поисковых машин, не говоря о продвижении и рекламе. Так ли это? Нам хочется надеяться, что нет. Точнее, мы в этом уверены. Основой нашей компетенции является не знание графических программ, и отличные навыки программирования. Мы хороши тем, что мы умеем думать, анализировать и любим это делать. Практически все наши проекты, как корпоративные, так сайты-магазины сделаны так, что ими пользуются даже конкуренты. Например, интернет-магазин по продаже автозапчастей сделан так, что клиенту буквально с него не уйти. Посетители сидят на нем часами. Уходят только те, кто искал лучшую цену и не получил ее.
И можно сказать, что да, мы делаем сайты. Но множество компаний вокруг тоже делают сайты. И результаты у всех очень разные. Я все же попробую сформулировать что же мы, компания Perse, продаем: мы продаем услугу всестороннего анализа вашего бизнеса включающую создание интернет-инструментов качественного решения вопросов для ваших клиентов. Для нас сайт не является товаром. Создание и изготовление сайта является процессом, включающим в себя анализ и реализацию множества бизнес-процессов нашего клиента. В общем, надеюсь, что я уже убедил вас в том, что ответ на вопрос “Чем занимается наша компания?” не всегда столь очевиден, как кажется на первый взгляд. И уверен, что всем понятно, влияние ответа на этот вопрос и на интерфейс и на дизайн и на административную систему сайта.
Крупные компании с устоявшейся психологией и образованным руководством имеют концептуальную основу бизнеса. Она выражается в четко сформулированной миссии, долгосрочных планах развития и прочих психологических и социальных аспектах. Некоторое время назад мне посчастливилось работать в компании “Digital Design”, директор которой является умным, образованным человеком со множеством идей и огромным количеством навыков. В компании идеология занимала одно из значимых мест во всех процессах. Именно там я понял, какое влияние оказывает хорошая идея на результат совместной работы специалистов высокого класса. Слоган компании звучал: “Мы делаем мир лучше!”. И за время совместной работы я увидел, что это не пустые слова: топ-менеджеры обучались в лучших европейских бизнес-школах за счет копании, даже я сам имел возможность изучать английский язык совершенно бесплатно, причем в рабочее время. Хороший бизнес - это не только коммерция и товарно-денежные отношения. Корпоративный сайт и в графическом и в информационном смысле отражает идеологию компании. Сайт делает за нас часть работы по строению фундамента общения, рождает желание сотрудничества. Согласитесь, начало отношений является одним из важнейших моментов как в продаже, так и в длительных совместных проектах.
Итак, второй вопрос, требующий глубокого осмысления:
Чем мы занимаемся?
И, скорее всего мы сразу же перейдем к ряду вопросов, отражающих основные составляющие идеологии вашей компании и ее развитие во времени:
Дайте своему сознанию время. Если вы еще не задумывались над этими вопросами, или ответы не отзываются в вашем сердце, звучат слишком официально или витиевато и сложны для понимания, пытайтесь снова. Пробуйте до тех пор, пока ваш внутренний компас правды не станет показывать строго не солнце, а сердце каждый раз будет радоваться вашему занятию. Ведь счастлив тот, для кого работа - это хобби. Мир все больше говорит и думает об этом. Социум устал от рабского труда и бездумных поступков.
Так давайте будем в авангарде хороших идей, отличного настроения и сердечных, осмысленных поступков.